https://image.chitai-gorod.ru/upload/iblock/62d/62d08c63ba564d9bff241d113ece52d0.jpg

КАЗАЦКАЯ ФАЗА РУССКОГО РАСКОЛА В МАЛОРОССИИ

Нынешний раскол русского этнического поля происходит через Малороссию, которую теперь стали называть Центральная Украина. И, что ещё более катастрофично, через некоторые области Новороссии – нынешней Юго-Восточной Украины. Если быть точным, Малороссия и Центральная Украина не совсем одно и тоже. Так, историческая Слобожанщина является частью исторической Малороссии, но в современной Украине относится к восточным, а не к центральным областям. В нынешней Центральной Украине в историко-географическом плане можно выделить три составные части: Левобережная Малороссия — город Киев, Полтавская и Черниговская области, Правобережная Малороссия – Киевская область, основная её часть на правом берегу Днепра, Житомирская область и Подолье – Хмельницкая и Винницкая области — в Российской империи эти территории в 19-м веке назывались «Юго-Западный край», и регион, который до русской колонизации 18-го века называли «Дикое поле» – Кировоградская и Черкасская области. Эти три части Центральной Украины имеют разную историю. И поэтому глубина нынешнего раскола здесь, хотя и не значительно, но разница.

В эпоху Древней Руси на территории Малороссии по обе стороны Днепра располагались княжества Киевское, Переяславское, Чернигово-Северское, которое включало в себя также часть территории современных российских Курской и Брянской областей, в также Подольская земля. В 14-м веке, когда Русь ослабела, а северные великорусские княжества оказались в ордынском вассалитете, эта часть Древней Руси была включена в состав Великого княжества Литовского. А в 16-м веке по Люблинской унии 1569 г. между сливавшимися в Речь Посполитую Польшей и Литвой эти земли отошли Польской короне. Только Чернигов в 1503 г. был отвоёван Москвой в ходе русско-литовской войны, но в 1618 г по Деулинскому договору он также отошёл к Речи Посполитой, под властью которой находился до Андрусовского перемирия 1667 г.

А вот Дикое поле в большей своей части польским не было. В эпоху Древней Руси и позже эти территории контролировали степные кочевники — половцы, затем ордынцы, затем крымские татары, которые вошли в Оттоманскую империю турок. В 16-м — 17-м веках Дикое поле служило буфером между Россией и территориями подконтрольными Оттоманской империи, а также между Польшей и турками. Нынешняя Черкасская область в 17-м веке контролировалась запорожскими казаками, которые и основали Черкассы.

По мере того, как Россия одерживала верх в борьбе за Причерноморье над Великой Портой и подвассальным ему Крымским ханством, этот регион заселялся русскими переселенцами — великороссы селились преимущественно в городах, а малороссы — в сельской местности. Дикое поле стало частью Новороссии. В 1754 г. был основан Елисаветград — нынешний Кировоград, ставший одним из наиболее культурно развитых уездных городов юга России — Новороссии. Но позже Кировоградская и Черкасская области перестали ассоциироваться с Новороссией. Дело в том, что в Новороссии были развиты, как раз, крупные города — с большой долей великорусского населения. В этой же части бывшего Дикого поля больших индустриальных центров не возникло, преобладало сельское население, состоявшее из малороссов. И сегодня Кировоградскую и Черкасскую области обычно относят не к Новороссии, а к Центральной Украине. Хотя изначально это именно Новороссия.

Но вернёмся в Поднепровье, чьи судьбы после двухвекового пребывания в составе Великого княжества Литовского с 16-го века были связаны с Польшей, точнее, с Речью Посполитой. В последней трети 17-го века судьбы Левобережья и Правобережья разошлись. Малороссийское казачество и селянство в середине 17-го века вступили в борьбу с державшей их на правах париев польской короной. В 1648 году полковник реестровых казаков подвассального польской короне Войска Запорожского Богдан Хмельницкий поднял восстание против польской власти. В результате ряда побед Хмельницкого в 1649 г. король Ян 11 Казимир Ваза вынужден был заключить с ним Зборовский договор, по которому малороссы получали, своего рода, автономию – учреждалось гетманство в составе Киевского, Черниговского и Брацлавского воеводств. Гетман в Польше – глава войска. Коронное польское войско и евреи не имели права находиться на территории этих воеводств. Гетманство имело полковое административное деление — города и земли здесь относились к казацким полкам, которые, в свою очередь, делились на сотни. Период с середины 17-го до 1764-г. называют Гетманщиной.

В современной Украине Гетманщину считают началом украинской государственности, хотя независимой и самостоятельной Гетманщина никогда не была. В 1651 по Белоцерковскому мирному договору гетманская власть ограничивалась только Киевским воеводством. Но стремление весьма пассионарного малороссийского народа сбросить польско-католическое иго уже было неукротимым. В 1654 г. Переяславская рада провозгласила воссоединение Малой Руси с единоверной Россией — Московским царством. Гетманщина становилась протекторатом Российского государства с сохранением своих автономных прав и привилегий, и полкового деления. Но часть казачества решение Переяславля не приняла. Вскоре после смерти Богдана Хмельницкого в 1657 г. началась гражданская война, которая длилась почти 30 лет: с 1657-го по 1687-ой год. В историю эта война вошла под названием Руина. Именно Руину можно считать началом проходящего через Малороссию этнического раскола русского мира, новый этап которого начался с распадом СССР и, частью которого является Евромайдан.

Здесь замечу, Министерство образования и науки Р.Ф. не включает в школьные учебники по истории России полноценные разделы по истории Малороссии, в частности, 30-летняя гражданская война русских — малороссийской ветви русского народа — Руина довольно плохо известна. Это означает две вещи: либо это диверсия русофобов в правительстве, либо это такой уровень образования и исторического самосознания у самих работников системы образования. В любом случае, если не навести в этой сфере порядок, то скоро историю Малороссии будем изучать по учебникам, которые нам бандеровцы напишут и, где будет изложена теория Духинского – Грушевского.

Драматичный период Руины изобиловал, как примерами самоотверженного служения русских людей, в данном случае малороссов своему народу и православной вере, так и примерами самого беспринципного и подлого предательства и кровавых междоусобиц. Вскоре после смерти Хмельницкого новым гетманом, отстранив сына Хмельницкого Юрия, был избран генеральный писарь при Хмельницком Иван Выговский. Выговский был противником Москвы и метался между шведским королём Карлом Х, польским — Яном-Казимиром и крымским ханом Мехметом 1V Гиреем. Запорожцы во главе с кошевым атаманом Яковом Барабашем отказались признать нового гетмана, обвиняли Выговского в измене России и тайных сношениях с Речью Посполитой и Крымским ханством, и подняли восстание. Восставших поддержали левобережные Полтавский и Миргородский полки под предводительством полтавского полковника Пушкаря. Царское правительство сообщениям о предательстве Выговского не поверило, восставших не поддержало, полагая Выговского законным Гетманом.

 Тем временем Выговский, заключив союз с Крымским ханом, с помощью татар восстание подавил, щедро расплатившись с крымцами — отдав им на разграбление малороссийские города, а также «живым товаром». Полтава была полностью разграблена, тысячи горожан и селян с согласия Выговского были уведены и проданы в рабство на невольничьих рынках Крыма. Затем Выговский напал на московский отряд, находившийся в Киеве по Переяславскому договору. Но сам попал в плен. Он легко покаялся, вторично присягнул на верность Москве, обязался распустить своё войско и отправить восвояси – за Перекоп союзных ему крымских татар. С тем был прощён и отпущен. Однако скоро помилованный гетман открыто перешёл на сторону поляков. Он заключил с Речью Посполитой Гадячский договор, по которому Войско Запорожское возвращалось под власть польской короны. Выговский уговаривал Яна-Казимира преобразовать Гетманщину в «Великое княжество Русское«, которое становилось бы наряду с Польским королевством и Великим княжеством Литовским третьим субъектом федерации Речи Посполитой. Но поляки не собирались наделять малороссов равными правами. Запорожцы, а также левобережные полки не поддержали Выговского. Левобережье выбрало своего гетмана – Беспалого. Запорожское казачество — сечевики также со времён восстания Барабаша и Пушкаря фактически перестало подчиняться гетманату.

Один из ярких эпизодов первого этапа раскола русского мира в Малороссии — сражение под Конотопом летом 1659 г. Только что помилованный и вновь присягнувший Москве Выговский вступил в союз с поляками и крымскими татарами против Москвы. На помощь к нему пришёл сам хан Мехмет Гирей с 40-тысячным войском и 4-х тысячный польский отряд Анжея Потоцкого. Причём, в этот раз Выговский присягнул Крымскому хану. 29 июня 1659 г. соединённое войско — 20 тыс. гетманских казаков, 40 тысяч татар и 4 тыс. поляков разбило 30 тысячную русскую армию князя Трубецкого. При этом татары порубили московскую конницу воевод князей Пожарского и Львова, в которой был цвет московского дворянства. Пожарский умер от ран, а пленённый князь Львов плюнул в лицо Мехмет Гирею и был казнён. Армия Трубецкого потеряла до 10 тыс. человек убитыми и пленными, но сохранила порядки и отступила к Путивлю. Все пленные были перебиты Выговским. С татарами он расплатился привычным для него образом – отдав на разграбление левобережные малороссийские города и веси.

В современной Украине нынешние самостийники очень любят Выговского, и гордятся победой под Конотопом — празднуют её как государственный праздник. В этой связи стоит вспомнить, что Выговский был вовсе не украинцем, а поляком — «не природный казак, а купленный у татар за лошадь лях», к тому же женатый на дочери польского магната. Вместе с московским войском под Конотопом сражались левобережные полки гетмана Беспалого и запорожцы. Главное же, что произошло после Конотопа — против Выговского восстало всё Левобережье, сечь, Киев и другие города. К сентябрю 1669 г. русскому царю присягнули бывшие же союзники Выговского в Конотопской битве — полковники киевского, переяславского и черниговского полков. Сторонников Выговского повсюду выгоняли из городов и убивали. Притом не только казаки, но и крестьяне. Горожане Черкасс отказались пускать гетмана в город, закрывши перед ним ворота.

В октябре рада в Белой Церкви принудила Выговского сложить гетманские клейноды – булаву и прочее, то есть, отречься. Гетманом избрали Юрия Хмельницкого. Выговский бежал в Польшу. Хмельницкий разорвал унию с Польшей и Литвой, и заключил новый Переяславский договор с Россией. Однако среди правобережной казацкой старшины многие не признали Хмельницкого и присягнули Речи Посполитой. В начале 1660 г. в Малороссию вторглось польское войско коронного гетмана Станислава Потоцкого. С ним был и Выговский. Разбитый поляками под Слободищем Юрий Хмельницкий подписал Слободищенский или, иначе, Чудновский трактат — близ г. Чуднов. Гетманщина вновь становилась частью Речью Посполитой на основе Гадячского договора 1658 года. Казацкая Рада в Корсуне одобрила Слободищенский трактат, но левобережные полки во главе с Сомком и Золотаренком не признали его и высказались за сохранение союзнических отношений с единоверной Москвой. На старшинской раде в Козельце в 1662 г. был выбран левобережный гетман Яким Самко. С этих пор Малороссия разделилась на Левобережную и Правобережную.

По Андрусовскому перемирию 1967 г. с Россией воссоединилась лишь Левобережная её часть. Левобережное гетманство под протекторатом Российского государства включало в себя Полтавскую, Черниговскую, частично, Киевскую, Черкасскую и часть Сумской области современной Украины, а также часть нынешней Брянской области. Правобережье же стало полем борьбы Польши и Турции. По Бочачскому договору 1672 г. ослабевшие поляки отдали туркам и крымцам всё Подолье — Подольское и Брацлавское воеводства. А также Киевское воеводство. До 1699 г. Подолье находилось в составе Османской империи, здесь был образован Подольский эялет Великой порты с центром в Каменце. Малорусское население истребляется крымскими татарами, и массово уходит на Левый берег — в русское подданство.

Левобережье предпринимало попытки объединить Малороссию. Так, в 1974 г. левобережный гетман Иван Самойлович вместе с царским воеводой Ромодановским переправились через Днепр, и Рада провозгласила Самойловича гетманом обоих берегов Днепра. Но турки и татары выступили на стороне правобережного гетмана Петра Дорошенко. А в 1676-м году польская корона, после того как Дорошенко присягнул турецкому султану ради того, чтобы получить наследственную власть, упразднила правобережный гетмонат. Так, в результате цепи предательств правобережной старшины, гетманов Выговского, Юрия Хмельницкого, Дорошенко, Брюховецкого, который в 1668 г. также присягнул турецкому султану, Правобережная Малороссия оставалась под Польшей ещё целый век — до её, так называемого, раздела в 1796 г. Когда Екатерина 11 в наказание за вхождение поляков в антирусский союз с Пруссией перестала опекать раздираемую внутренними противоречиями ослабевшую Польшу, на земли которой претендовали австрийцы и те же самые пруссаки, и её короля — своего бывшего любовника графа Станислава Понятовского, и санкционировала упразднение независимого польского государства.

Польское влияние на землях Правобережья все эти века, действительно, было велико. После Брестской унии 1596 г. православные храмы поляки насильно передавали униатам и переделывали в католические костёлы. Даже в левобережном Чернигове древние Борисоглебский и Успенский соборы были превращены в костёлы. Успенский перешёл под управление монахов-доминиканцев. Во всех крупных городах Правобережья строились также новые – в стиле барокко костёлы. Как и в Галиции, повсюду поляками открывались иезуитские школы, коллегиумы и монастыри. Как и в Галиции, имелась большая польская диаспора в городах и колонисты в сельской местности. Пропольские настроения в городах, где концентрировались верхние слои правобережного ополяченного общества, были довольно сильные. Не случайно казаки того же Хмельницкого, отбивая у поляков правобережные города в ходе Хмельниччины, жёстко расправлялись с местным польским и ополяченным украинским «нобилитетом». Сообщение того времени, вроде: 7 июля 1648 года казаки под начальством полковника Остапа Гоголя приступом взяли Винницу и перебили шляхту, евреев и иезуитов, можно считать вполне заурядным – то же самое происходило и в Житомире, и в других городах Правобережья. Львов, осаждённый казаками Хмельницкого в 1648-м и 1655-м годах, оба раза откупался.

С 1686 Польша начинает возвращать себе Подолье, отданное в 1672 г. туркам. Подолье вновь оказалось во владении магнатов Замойських. Замойськие начинают переселять в обезлюженный край людей из польской Мазовии и мазурского поозерья. Так в Подолье появились «мазуры», доля католического населения выросла. Поляки продолжали также принуждать православных Правобережья к унии. К моменту присоединения Правобережья к России в 1796 г. население здесь уже было в основном униатским. Однако большинство вернулись в православие. А завершением гетманского или, иначе, казацкого этапа раскола большого русского православного мира в Малороссии можно считать мазеповщину. Когда гетман Мазепа с частью гетманских казаков и запорожцев, правда, уже совсем небольшой – от полутора до четырёх тысяч, переметнулись на сторону шведского короля Карла 12 в тяжёлой для России Северной войне.

 Русская армия, впрочем, мало ощутила предательство Мазепы. Горста казаков – предателей серьёзной угрозы для регулярных войск Петра не представляла. Заготовленные Мазепой загодя для шведов запасы провианта и оружия в гетманской ставке — в Батурине и в Белой Церкви были захвачены русскими войсками и сожжены. А вот малороссийские города и сёла, которые были на стороне Петра, претерпели от мазепинцев с лихвой. В частности, мазепинцами были учинены массовые расправы с непокорным гетману – предателю населением в Полтаве и Лубнах.